Публикации
Мониторинг федеральных СМИ

Кому на руку противостояние
Кому на руку противостояние
Четверг, 18.04.2013 09:05
1951

Конфликт на рынке автоперевозок выявил принципиальные проблемы отрасли.

 

Среди членов российской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) было распространено письмо, в котором замминистра транспорта РФ Николай Асаул обвинялся в том, что он «продал страну и интересы российских перевозчиков». Евгений Москвичев, глава АСМАП и руководитель Комитета Госдумы по транспорту, потребовал приостановить подписанное Асаулом в Париже снятие ограничений для автоперевозчиков по поездкам с использованием многосторонних разрешений Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ).

 

По словам Москвичева, снятие ограничений российской стороной позволит европейцам «увеличить в 2,4 раза экспорт автотранспортных услуг в ущерб отечественным автоперевозкам», приведет к потере объемов автотранспортных услуг отечественными автотранспортными компаниями более чем 20 млрд рублей в год и «под вынужденное сокращение могут попасть порядка 40 тыс. рабочих мест». Соответствующие обращения от АСМАПа были направлены вице-премьеру, главе администрации президента и министру транспорта М. Соколову. Попытаемся разобраться в ситуации.

 

Российские участники рынка международных перевозок панических заявлений АСМАП не подтвердили. Большинство из них попросило не упоминать их имен, но записи бесед имеются.

 

– Плохо, когда говорят половину правды, – заявил один из перевозчиков. – В Париже были сняты ограничения не только для иностранных перевозчиков, но и для российских. И это было сделано по требованию большинства участников рынка. На 2013 год было подано около 7 тыс. заявок на многосторонние разрешения ЕКМТ, а из-за квот страна получила всего 670. Мы ограничили сами себя. Благодаря подписанному Асаулом соглашению число разрешений выросло в десять раз. Проблема в том, что рост числа разрешений приведет к увеличению конкуренции как на международном, так и на внутрироссийском рынке. Будет выживать сильнейший, а не всем это выгодно.

 

Рынок международных перевозок регулируется двухсторонними и многосторонними соглашениями между государствами. Книжки ЕКМТ позволяют перевозчикам стран ЕС свободно двигаться по странам союза, а автомобили стран не членов ЕС могут совершать по этим книжкам до 3 поездок с грузом, после чего должны вернуться в страну дислокации. Книжки ЕКМТ удобны для перевозчиков, так как позволяют без опасений подписывать длительные контракты и дают возможность сделать одну-две рабочие поездки внутри Европы, тогда как двухсторонние соглашения действуют только на один рейс туда-обратно. Разрешения ЕКМТ выдает Российский автотранспортный союз (РАС), а двухсторонними соглашениями ведает АСМАП. Для перевозчиков затраты на покупаемые в АСМАПе в течение года двухсторонние разрешения в среднем в 3 раза выше, чем на приобретение одного разрешения ЕКМТ.

 

По словам участников рынка, АСМАП при формальном статусе некоммерческой организации фактически защищает свои коммерческие интересы. Ассоциация выдает перевозчикам книжки МДП, которые являются обязательным документом для международных перевозок. За год на территории России оформляется 1534 тыс. книжек МДП, в том числе свыше 1 млн продается АСМАПом по цене 1970 рублей, из которых большая часть перечисляется в Женеву в Международный союз автомобильного транспорта.

 

Руководство АСМАП пользуется правами «естественной монополии» и выдает не членам АСМАП книжки МДП за двойную цену. Кроме того, в условиях дефицита двухсторонних разрешений руководство АСМАП имеет возможность влиять на доступность таких разрешений. «Если бы услуги АСМАП уравнялись для членов АСМАП и не для членов АСМАП, то оттуда вышли бы все перевозчики, кроме тех, кому по каким-то причинам хочется оставаться в этом клубе», - говорят участники рынка. Они также не подтверждают цифры, приводимые Е. Москвичевым по положительному эффекту от сокращения квот в последние два года. Согласно выводам экспертов ВШЭ, двусторонняя система разрешений является сдерживающим фактором транспортного обеспечения внешнеторгового оборота России.

 

– Слабый контроль за иностранными перевозчиками в России привел к тому, что все, кто хотел у нас работать, уже работают почти без ограничений, – говорят перевозчики. – В минтрансе  прошло два совещания по ужесточению контроля, что, мы надеемся, приведет к заметному сокращению объема перевозок зарубежными конкурентами.

 

Значительные финансовые преимущества членам АСМАП позволяют его руководству требовать от участников Ассоциации жесткого подчинения. Согласно «Кодексу профессиональной этики» организации участник может быть исключен «за действия, подрывающие единство, интересы и авторитет Ассоциации».

 

 – Против тех перевозчиков, которые поддержали действия Асаула, начинаются гонения, им грозит исключение из АСМАПа, – заявил один из опрошенных. Напрашивается вывод, что реальные интересы участников рынка не имеют ничего общего с коллективным осуждением членами Ассоциации парижского соглашения.

 

Российские перевозчики заявляют, что готовы конкурировать с европейскими фирмами. В стране порядка 9 тыс. автомобилей класса Евро-5. Минусами российского рынка являются значительно  высокие ставки по лизингу, плюсами – низкая заработная плата и дешевое топливо.

 

Людмила Емельяненко, которая несколько лет была начальником отдела по взаимодействию с ЕКМТ в РАСе, затем в минтрансе, предлагает руководству АСМАПа: «Направьте свои силы не на борьбу с чиновниками, а на конструктивный диалог с представлением предложений комплекса мер по повышению конкурентоспособности российского перевозчика».

 

Иван Нестеров,

Российская газета

 






Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь c «Правилами комментирования».

Правила комментирования
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме. Мы оставляем за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил, в том числе, закрепленных в РФ законодательно.
1. Запрещается использование нецензурных выражений и ругательств, способных оскорбить честь и достоинство, а также национальные и религиозные чувства людей (на любом языке, в любой кодировке, в любой части сообщения - заголовке, тексте, подписи и пр.)
2. Запрещается пропаганда употребления наркотиков и спиртных напитков. Например, обсуждать преимущества употребления того или иного вида наркотиков; утверждать, что они якобы безвредны для здоровья.
3. Запрещается обсуждать способы изготовления, а также места и способы распространения наркотиков, оружия и взрывчатых веществ.
4. Запрещается размещение сообщений, направленных на разжигание социальной, национальной, половой и религиозной ненависти и нетерпимости в любых формах.
5. Запрещается размещение сообщений, прямо либо косвенно призывающих к нарушению законодательства РФ. Например: не платить налоги, не служить в армии, саботировать работу городских служб и т.д.
6. Не стоит размещать бессодержательные сообщения, не несущие смысловой нагрузки, типа «Надо же, че придумали» или «Надоели уже! Одно и то же...» и т.п.
7. Не разрешается публикация комментариев, написанных полностью или частично в режиме Caps Lock (Заглавными буквами).
8. Аватар и ник являются составной частью комментария. На содержание аватара и ника распространяются все указанные выше требования. При несоответствии аватара и ника указанным правилам сообщение будет удалено.
9. Запрещается использование в качестве аватара фотографии эротического характера, изображения с зарегистрированным товарным знаком и фотоснимки с узнаваемым изображением известных людей. Редакция оставляет за собой право удалять аватары без предупреждения и объяснения причин.
10. Запрещается публикация комментариев, содержащих личные оскорбления собеседника по форуму, комментатора, чье мнение приводится в статье, а также журналиста. Допускаются корректно высказанные претензии с аргументацией («вы сморозили чушь, потому что на самом деле...»).
Примечание:
1. В период любой избирательной компании запрещается публикация комментариев, в которых в той или иной форме выражены предпочтения какому-либо кандидату. Запрещены высказывания типа: «Я буду голосовать за того-то» или «Я не буду голосовать за того-то».
2. Запрещены комментарии агитационного характера. В частности, будут отклоняться позитивно или негативно окрашенные высказывания о кандидате и информация, не связанная с его профессиональной деятельностью.
3. Запрещается размещение сообщений, призывающих бойкотировать выборы.
В случае распространения не соответствующих действительности сведений, способных причинить вред чести, достоинству и деловой репутации физических и юридических лиц, ответственность за это несет сам комментатор, а не редакция сайта.

 
 
Интерактивный опрос
Вам нравится Ваша работа?
(Вы можете выбрать только один вариант ответа)

  Да, это идеальная работа

  Не люблю свою работу, еле досиживаю до конца рабочего дня

  В принципе, нормально, ещё платили бы побольше

  Я не работаю

  Иное отношение

 
Видео
"Единая Россия": работа фракции в Государственной Думе. Репортаж ER.RU
2013-05-22 09:27:00