Публикации
Мониторинг федеральных СМИ

Объем железнодорожных перевозок начал снижаться
Объем железнодорожных перевозок начал снижаться
Пятница, 18.01.2013 09:31
2294

Как и предполагал «Ъ», железнодорожные перевозки в России начали падать. В декабре 2012 года ОАО РЖД впервые с кризисной осени 2009 года зафиксировало погрузку ниже, чем за аналогичный период предыдущего года.

 

Общее падение составило 3,7%, снижались объемы почти по всем грузам, стабильны только поставки угля, нефти и нефтепродуктов. Темпы роста погрузки замедлились еще осенью. В самой железнодорожной монополии ждут еще большего падения в начале 2013 года. Аналитики отмечают, что объемы падают в первую очередь на внутренних направлениях, а основных проблем ждут в перевозках нефти и стройматериалов.

 

ОАО РЖД опубликовало данные по погрузке за 2012 год. Ее объем составил 1,27 млрд тонн – на 2,4% больше, чем в 2011 году. Основными драйверами роста стали строительные грузы (на 14,4%), уголь (на 3,9%), нефть и нефтепродукты (на 3,3%). На общем положительном фоне сильно упали объемы погрузки лесных грузов (на 10,8%), цветной руды и серного сырья (на 6,4%), удобрений (на 3,1%).

 

Тем не менее декабрь подтвердил наметившуюся тенденцию к снижению перевозок. В этом месяце погрузка впервые с ноября 2009 года оказалась меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Ее объем составил 95,6 млн тонн – на 3,7% ниже, чем в декабре 2011 года. Темпы роста погрузки стали падать еще в начале осени, а в конце ноября президент ОАО РЖД Владимир Якунин назвал ситуацию «сигналом ухудшения экономической конъюнктуры» в стране и даже написал об этом письмо первому вице-премьеру Игорю Шувалову (см. «Ъ» от 30 ноября 2012 года).

 

В декабре прирост показали только нефть и нефтепродукты – на 4,6% (погрузка составила 20,5 млн тонн). Стабильными были объемы погрузки угля (25,4 млн тонн, падение на 0,4%). Зато снизилась на 39,6% погрузка зерна (до 1,7 млн тонн), на 17,2% – цемента, на 7,2% – строительных грузов. Падение на 3% показала погрузка руды, на 2,9% снизилась погрузка черных металлов, на 9,1% – лесных грузов. Уже несколько месяцев падают объемы погрузки удобрений, в декабре снижение к аналогичному периоду прошлого года составило 6,5%.

 

В целом, как и в начале экономического кризиса, быстрее всего снижается погрузка на внутренних маршрутах (на 5,2%), в то время как экспортные объемы упали лишь на 1,1%. Эту тенденцию определяют в первую очередь перевозки угля, доля которых в общем объеме рынка максимальная. На внутренних перевозках падение по углю составило 6%, в то время как на экспорт погрузка даже выросла (на 8,7%). По прочим видам грузов динамика обратная. Например, погрузка удобрений для внутренних перевозок в декабре выросла на 15,4%, тогда как на экспорт упала на 18,8%.

 

В январе 2013 года ОАО РЖД ожидает еще большего падения погрузки (до 7%). Стабильно грузоотправители пока заявляют только перевозки угля, отмечают в монополии. В целом по 2013 году ОАО РЖД ожидает роста погрузки на уровне 2,5-2,6%, но в течение года прогноз может неоднократно корректироваться, как это было, например, в 2012 году.

 

Участники железнодорожного рынка неофициально предполагают, что итоговый рост погрузки в 2013 году может быть близок к нулю. «С учетом запуска нефтепровода ВСТО-2 стоит ждать серьезного падения погрузки по нефти. Объемы строительных грузов, которые раньше были драйверами роста, тоже теперь падают, при этом в ближайшие годы роста ждать не стоит. Для Олимпиады в Сочи почти все, что нужно, довезли, а до чемпионата мира по футболу еще далеко»,– говорит топ-менеджер одного из операторов. Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) подчеркивает, что по отдельным месяцам нельзя судить в целом о ситуации с погрузкой. «Одни грузы стараются отгрузить по максимуму, а другие придерживают в зависимости от конъюнктуры. Например, в 2011 году боялись плохих цифр по углю, но под конец года не успевали удовлетворить все заявки»,– поясняет эксперт. Однако и он признает, что «общий спад очевиден».

 

В 2013 году ИПЕМ прогнозирует снижение погрузки по строительным и нефтяным грузам, продолжение падения по рудам и черным металлам и даже, возможно, по углю за счет стабилизации внутреннего потребления, усиления конкуренции и возможного снижения цен на внешних рынках. Наибольшее снижение объемов погрузки ожидается в первом квартале за счет эффекта высокой базы первых месяцев прошлого года, уточняет Владимир Савчук, а к концу года ситуация должна стабилизироваться.

 

Евгений ТИМОШИНОВ,

КОММЕРСАНТЪ 






Прежде чем добавить комментарий, ознакомьтесь c «Правилами комментирования».

Правила комментирования
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме. Мы оставляем за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил, в том числе, закрепленных в РФ законодательно.
1. Запрещается использование нецензурных выражений и ругательств, способных оскорбить честь и достоинство, а также национальные и религиозные чувства людей (на любом языке, в любой кодировке, в любой части сообщения - заголовке, тексте, подписи и пр.)
2. Запрещается пропаганда употребления наркотиков и спиртных напитков. Например, обсуждать преимущества употребления того или иного вида наркотиков; утверждать, что они якобы безвредны для здоровья.
3. Запрещается обсуждать способы изготовления, а также места и способы распространения наркотиков, оружия и взрывчатых веществ.
4. Запрещается размещение сообщений, направленных на разжигание социальной, национальной, половой и религиозной ненависти и нетерпимости в любых формах.
5. Запрещается размещение сообщений, прямо либо косвенно призывающих к нарушению законодательства РФ. Например: не платить налоги, не служить в армии, саботировать работу городских служб и т.д.
6. Не стоит размещать бессодержательные сообщения, не несущие смысловой нагрузки, типа «Надо же, че придумали» или «Надоели уже! Одно и то же...» и т.п.
7. Не разрешается публикация комментариев, написанных полностью или частично в режиме Caps Lock (Заглавными буквами).
8. Аватар и ник являются составной частью комментария. На содержание аватара и ника распространяются все указанные выше требования. При несоответствии аватара и ника указанным правилам сообщение будет удалено.
9. Запрещается использование в качестве аватара фотографии эротического характера, изображения с зарегистрированным товарным знаком и фотоснимки с узнаваемым изображением известных людей. Редакция оставляет за собой право удалять аватары без предупреждения и объяснения причин.
10. Запрещается публикация комментариев, содержащих личные оскорбления собеседника по форуму, комментатора, чье мнение приводится в статье, а также журналиста. Допускаются корректно высказанные претензии с аргументацией («вы сморозили чушь, потому что на самом деле...»).
Примечание:
1. В период любой избирательной компании запрещается публикация комментариев, в которых в той или иной форме выражены предпочтения какому-либо кандидату. Запрещены высказывания типа: «Я буду голосовать за того-то» или «Я не буду голосовать за того-то».
2. Запрещены комментарии агитационного характера. В частности, будут отклоняться позитивно или негативно окрашенные высказывания о кандидате и информация, не связанная с его профессиональной деятельностью.
3. Запрещается размещение сообщений, призывающих бойкотировать выборы.
В случае распространения не соответствующих действительности сведений, способных причинить вред чести, достоинству и деловой репутации физических и юридических лиц, ответственность за это несет сам комментатор, а не редакция сайта.

 
 
Интерактивный опрос
Вам нравится Ваша работа?
(Вы можете выбрать только один вариант ответа)

  Да, это идеальная работа

  Не люблю свою работу, еле досиживаю до конца рабочего дня

  В принципе, нормально, ещё платили бы побольше

  Я не работаю

  Иное отношение

 
Видео
"Единая Россия": работа фракции в Государственной Думе. Репортаж ER.RU
2013-05-22 09:27:00